Национальный план по сокращению выбросов (НПСВ), который уже с 1 января предусматривает вывода энергоблоков ТЭС в ремонт для установки очистного оборудования, в текущих условиях не является реалистичным для исполнения, и поэтому власти должны объединиться в поиске и разработке механизма финансирования Нацплана для его эффективной реализации.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяОб этом шла речь на слушаниях в Комитете ВР по вопросам экологической политики и природопользования 19 января.
В частности председатель комитета Олег Бондаренко заявил, что комитет последовательно занимается вопросами экологии и улучшения качества атмосферного воздуха в Украине, которое будет возможным в условиях успешной реализации НПСВ и сокращения выбросов на украинских теплоэлектростанциях (ТЭС) и теплоэлектроцентралях (ТЭЦ).
«Мы настаиваем на выполнении промышленными предприятиями загрязнителями принятого плана. Но, тем не менее, мы просим как Министерство энергетики, так и Министерство защиты окружающей среды включиться в плодотворную дискуссию», - отметил депутат. По его словам, любой план, утвержденный правительством, должен быть реалистичен и поэтому комитет будет обращаться к Кабмину по обсуждению условий выполнения НПСВ.
Его коллега Леся Василенко подчеркнула, что главная причина невыполнения Нацплана-это отсутствие механизмов финансирования и их должно немедленно разработать правительство.
В свою очередь заместитель Министра экологии Роман Стрелец напомнил, что в среднем около 70% всех вредных выбросов в атмосферный воздух непосредственно выбрасывают объекты промышленности и энергетики и для улучшения ситуации необходимо найти финансовые инструменты для реализации НПСВ, поскольку на данный момент их нет.
«В первую очередь НПСВ – это принятие гибкого механизма перехода к более жесткой директивы 2010-75 ЕС о промышленных выбросах. Все понимали, что быстро перейти к этой модели очень трудно, это будет очень больно для всех, в первую очередь потому что необходимы огромные инвестиции. И опять-таки за один день это сделать невозможно. Поэтому был принят НПСВ", - сказал стрелок.
Он добавил, что рыночная модель в энергетической отрасли, которая была принята, сейчас работает с недостатками и это вносит сложности в реализацию НПСВ.
«Но для того, чтобы решить вопрос и все-таки выполнять природоохранные мероприятия, мы уверены, что государство должно найти действенные механизмы финансирования таких природоохранных мероприятий на каждом предприятии-загрязнители. Это поможет сдвинуть ситуацию и положительно повлияет как на энергетическую, так и на экологическую безопасность», - подчеркнул застпуник минстра экологии.
Вместе с тем, председатель комитета по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус сообщил, что условия выполнения НПСВ должны быть реалистичными в текущих экономических условиях в Украине.
"Это также нужно понимать. В значительной степени европейские страны имеют возможность инвестировать в экологию, потому что у них уровень богатства этих стран выше. Я уверен, что чем больше у нас будет уровень богатства, тем мы будем больше инвестировать», - добавил Герус.
При этом он подчеркнул, что нужно осуществлять модернизацию ТЭС и ТЭЦ, чтобы выбросы уменьшались, но так, чтобы важные для энергоситемы мощности оставались в работе.
Как сообщалось, по мнению президента Украинского Национального комитета CIGRE Александра Светелика, Украине грозит потеря энергетической безопасности через принудительное выведение в длительные ремонты энергоблоков теплоэлектростанций, если не сдвинуть сроки реализации НПСВ, внедрение которого ожидается с 2021 года.
Эксперт по вопросам энергетики Сергей Чех считает, что Украина должна актуализировать Национальный план по сокращению выбросов, который начал действовать с 2021 года, поскольку выполнение его требований может привести к потере самых эффективных блоков ТЭС и ТЭЦ из-за отсутствия финансирования на экологические ремонты.
Справка.
Национальный план сокращения выбросов утвержден в 2017 году, он, в частности, определяет намерения Украины как члена Энергетического сообщества существенно сократить выбросы диоксида серы, оксидов азота и пыли от ТЭС и ТЭЦ Украины, мощность которых составляет 50 МВт и более.
После принятия НПСВ почти ничего не было сделано, чтобы он заработал с 2021 года.
Прописав требования, которые должны выполняться установками, законодательством не были предусмотрены источники финансирования их модернизации, что поставило на паузу воплощение плана. Объем необходимых средств оценивается в 4,13 млрд евро.
Эксперты отмечают, что принудительная остановка блоков ТЭС для выполнения требований не актуального НПСВ создаст дефицит генерирующих мощностей в Украине, который придется покрывать за счет импорта электроэнергии из России, Беларуси.