Верховной Раде должна как можно скорее принять законопроект «Относительно имплементации положений законодательства Европейского Союза о добродетели, прозрачность и предотвращение искажению конкуренции на оптовых рынках» (№4503), который предусматривает введение прямого запрета и ответственности за манипуляции на оптовых энергетических рынках.

Об этом заявила народный депутат («Слуга народа») Людмила Буймистер во время дискуссии Energy Freedom на платформе Energy Сlub 4 марта.

«Построить энергетические рынки на принципах конкуренции и прозрачности – это нетривиальная задача. Я назову только одну впечатляющую цифру. За последний год украинская экономика потеряла более 300 млрд грн только за счет неэффективно работающего энергетического сектора. Это почти весь дефицит бюджета Украины за прошлый и нынешний год», - заявила Буймистер.

По ее словам, на молодых рынках часто институты не готовы отвечать на все имеющиеся вызовы и тогда создаются возможности для злоупотреблений через заговоры, манипуляции, непрозрачные механизмы и другое. «Поэтому сегодня мы должны взять лучшие практики опытных, демократических и конкурентных рынков Европы и воплотить их в украинское законодательство», - сказала Буймистер.

В этом контексте народный депутат считает необходимым введение в Украине системы мониторинга оптовых энергетических рынков, что является одним из требований Соглашения об ассоциации с ЕС.
Законопроектом №4503, который зарегистрирован в парламенте в декабре 2020 года, вводятся нормы о запрете злоупотреблений на оптовых энергетических рынках в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Энергетического сообщества, а также механизм по предотвращению таких злоупотреблений.

Кроме того, проект закона предоставляет НКРЭКУ права мониторинга ситуации на оптовых энергетических рынках, возможности выявления злоупотреблений и оперативного реагирования на такие злоупотребления. Вместе с тем определяется ответственность для участников оптовых энергетических рынков за манипулирование на энергетических рынках, а также за торговлю на основе инсайдерской информации, закрепляются основания для формирования справедливых и конкурентных оптовых цен на энергоносители и вводятся прозрачные правила игры на оптовых энергетических рынках.

В общем цель принятия законопроекта является имплементування в украинское законодательство адаптированной для сторон Энергетического Сообщества версии Регламента № 1227/2011 от 25 октября 2011 года о целостности и прозрачности оптового энергетического рынка (REMIT).
«Моя рекомендация использовать опыт польской биржи и польских участников рынка. У нас также были случаи с манипуляциями, когда рынок не был прозрачным, но, я думаю, все закончилось после введения REMIT. У нас на рынке много других проблем, но можно сказать, что прозрачность во всем ЕС на высоком уровне и это может быть опытом для Украины», - отметил во время своего выступления президент группы компаний Transition Technologies, профессор Варшавской политехники Конрад Швірські.

Проблему манипуляций на рыке признает и эксперт по энергетике Елена Антонова.

"Проблематика манипуляций на рыке у нас действительно существует и это надо решать. REMIT это непосредственный инструмент, который должен адресовать этот процесс", - заявила Антонова.
Она также обратила внимание на то, что дедлайн для внедрения REMIT для Украины был ноябрь 2019 года.