Кабинет Министров ввел государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо по принципу формулы «Роттердам+», привязав его к котировкам нефтепродуктов в портах Амстердам-Роттердам-Антверпен плюс фиксированная маржа в 5-7 грн/л.

Об этом сообщил эксперт в сфере экономики Борис Кушнирук.

"Принцип, по которому решено регулировать цены на бензин понятен и довольно распространен в Украине. По такой же формуле, как сейчас поступили с регулированием цен на топливо для авто, население годами оплачивает природный газ. Цена на газ определяется за формулой «Амстердам+» (ранее было тем же, но цена формировали на базе другого хаба — «Дюссельдорф+»). Атомные АЭС закупают урановую руду и ядерное топливо, а тепловые электростанции до 2019 года покупали уголь», - отметил эксперт.

Кушнирук отметил, что использование органами исполнительной власти для регулирования цен на те или иные сырьевые товары так называемого импортного паритета, на самом деле вполне правильное и никогда не вызывало замечаний у партнеров Украины с МВФ, Всемирного банка и ЕС.

«То есть, цены на энергоносители, которые Украина импортирует — уголь, бензин, газ так или иначе привязаны к формуле импортного паритета. Это логично, понятно и, в принципе, прозрачно», - добавил эксперт.

Популярные статьи сейчас
Добровольный визит в ТЦК может не спасти от штрафа: и трое детей не помогли Готовьтесь к блокированию счетов: кого лишают зарплаты и пенсий Почему украинцы платят за свет втрое больше: за этот вопрос серьезно возьмутся Украинцы в панике сметают с полок устройства для зарядки: цены начинают не кусаться, а съедать
Показать еще

Однако, по словам Кушнирука, несмотря на понятный принцип привязки к внешним котировкам и объективные проблемы рынка нефтепродуктов, власть поступила не очень дальновидно.

«Регулировать уровень конкуренции, а значит и цен, в развитых странах принято через антимонопольное ведомство, а не актами правительства. В первую очередь, это функции АМКУ — не допускать перекосов и злоупотреблений на тех или иных рынках», - добавил эксперт.

Напомним, 14 мая Кабинет Министров на период карантина ввел регулируемые цены на бензин и дизельное топливо. По решению правительства, АЗС должны продавать бензин и дизтопливо по ценам с привязкой к европейским котировкам в портах Северо-Западной Европы с наценкой не более 5 грн/л для бензина и 7 грн/л для дизтоплива.

По аналогичному принципу в 2016-2019 годах НКРЕКП рассчитывала цену на уголь, с привязкой к котировке API2 в порту Роттердам плюс стоимость доставки в Украину. Эта формула получила название " Роттердам +".

Такой же принцип до 1 августа 2020 года применялся и для регулирования цен на природный газ для населения, так называемая формула «Амстердам+» и «Дюссельдорф+».