Еще в начале обсуждения самой идеи по созданию в Украине нового правоохранительного органа, который занимался бы вопросами противодействия преступлениям в сфере экономики, большинство экспертов склонялось к мнению, что основу реформы, которая бы сопровождала его создание, должна составлять обеспечение обособленности этого правоохранительного органа от других, особой процедуре набора персонала, которая давала бы возможность набрать совершенно новые лица и лишение функций борьбы с экономическими преступлениями других правоохранительных органов.

Не унижая важность этих направлений, наша команда пыталась убедить экспертную среду в недостаточности таких изменений, мы доказывали, что такие изменения не приведут к желаемым результатам, и со временем все вернется к устаревшим алгоритмам работы, не исчезнет давление на бизнес, каждая структура системы обеспечения экономической безопасности. будет действовать нескоординированно с другими, не осознавая свою роль в общей системе.

Тогда на всех площадках мы демонстрировали и объясняли, что такое ILP, риск-ориентированный подход (РОП), автоматизированная система управления рисками, криминальный анализ, SOCTA, комплекс мер по оценке рисков и угроз экономической безопасности и многое другое. Мы доказывали, что без имплементации РОП в систему досудебного расследования и оперативно-розыскной деятельности добиться желаемых результатов невозможно. Теперь что мы имеем сегодня.

24 ноября 2021 года Кабинет Министров Украины издал распоряжение №1493-р "О начале деятельности Бюро экономической безопасности ", которым дал старт официальному началу деятельности этого органа. Этот орган стал первой правоохранительной структурой Украины основу деятельности которого согласно ст.1 и 12 Закона "О БЕБУ" должен составлять риск-ориентированный подход (- далее РЛП). Кроме этого БЭБУ избран ключевой структурой в построении системы экономической безопасности государства и обеспечения защиты международной технической помощи.

Хотя в широкую практику противодействия преступности принципы РЛП еще не вошли, они получили признание в развитых странах при решении проблем безопасности в обществе. Широкое внедрение этой практики в деятельность всех правоохранительных органов – это проявление способности государства решать проблемы, имеющие системный характер. В таком случае реализация превентивной функции в деятельности правоохранительных органов, направленная на минимизацию криминальных рисков, становится вполне реалистичным проектом. Почему именно РОП является краеугольным камнем, на котором нужно строить современную правоохранительную систему?

Популярные статьи сейчас
Больше не "золотая" крупа: в Украине стремительно падают цены на гречку В украинском посольстве в Мадриде прозвучал взрыв: сотрудник наткнулся на взрывчатку В Китае признали независимость Брянской народной республики: "А Москва теперь бомбит за это" 83-летняя пенсионерка запретила своему 37-летнему мужу интим с ней: "Я не в такой форме, как раньше"
Показать еще

Во-первых, риск является одной из системообразующих составляющих экономической безопасности государства, соответственно, анализ рисков является инструментом изучения сложных социально-экономических систем в условиях неопределенности;

Во-вторых, составляющими риска является угроза как потенциальная, возможная опасность, намеревающаяся и возможности причинить вред экономической безопасности государства, характеризующихся масштабом (влиянием) и вероятностью ее реализации. То есть речь идет о силах, явлениях и факторах, само наличие которых уже предусматривает применение к ним мер со стороны уполномоченных субъектов контроля еще при формировании намерений и возможностей. При этом идентификация уязвимостей системы (проблемы, изъяны, недостатки) экономической безопасности, порождающих или усиливающих податливость негативным воздействиям угроз дает возможность определить пути повышения способности системы в целом;

В-третьих, в РОП мы всегда имеем дело с вероятностными категориями, расчетами возможного влияния и работаем над тем, чтобы не допустить реализации угрозы, минимизировать ее влияние или минимизировать последствия;

В-четвертых, основываясь на принципах работы сложных систем, какова экономическая безопасность государства, дать удовлетворительный прогноз поведения сложной системы на достаточно большом промежутке времени, опираясь только на собственный опыт и интуицию, практически невозможно. Это связано с тем, что наша интуиция "воспитана" в общении с простыми системами, где связи элементов практически всегда удается проследить. Контринтуативное поведение сложной системы состоит в том, что оно реагирует на воздействие совершенно иным образом, чем это нами интуитивно ожидалось. Поэтому инструментарий анализа риска, которым должны оперировать работники правоохранительного органа, построенные на обработке больших массивов информации именно искусственным интеллектом.

В-пятых, РОП также оперирует инструментами, позволяющими определить зону компетенции каждого субъекта обеспечения экономической безопасности, раскрывая ее через наличие или отсутствие достаточных оперативных возможностей (человеческих, технических ресурсов), юридических полномочий, компетентностей. Таким инструментом определенным в законе "О БЕБУ" должен стать Комплекс мер по оценке рисков в сфере экономики (ст.13).

Сама идея, главная цель и содержание риск-ориентированного подхода предполагает его применение в трех взаимосвязанных областях правоохранительной деятельности, чтобы это была завершена система:

Первая , это сфера безопасности, имеющая целью использование инструментов превентивного вмешательства в процессы, влияющие на тенизацию экономики. Правовой основой ее применения могут быть любые законодательные акты, в частности Закон Украины "О БЕБУ" и т.д. кроме КПКУ. То есть она применяется вне уголовного процесса.

В законе Украины "О БЕБУ" в определении РОП указано, что он помимо "обнаружения, оценки и определения рисков совершения уголовных правонарушений в сфере экономики", также охватывает и другую составляющую "принятия соответствующих мер по управлению рисками способом и в объеме, которые обеспечивают минимизацию таких рисков в зависимости от их уровня . Однако закон не содержит никакого инструмента превентивного влияния на процесс тенизации экономики, и оставляет правоохранительному органу только один способ реагирования на это уголовное преследование.

Вторая , это система досудебного расследования. Она охватывает вопрос о внедрении системы оценки рисков по началу или закрытию уголовных производств (проведение следственных розыскных действий (НСРД); внедрение системы определения приоритетности расследования уголовных производств и т. п. Здесь целесообразно привести пример пакета федеральных законов под названием RICO ("Влияние организованной преступности и коррупции на деятельность организаций"), одобренных в США еще в 1970 году, которые дают возможность избегать открытия производств в каждом индивидуальном случае . В нашем случае такие концептуальные идеи вообще были проигнорированы.

Третья , это изменение парадигмы оперативно-розыскной деятельности, в случае чего использовать ее не только как придаток досудебного расследования, но и как инструмент превентивного воздействия с целью нейтрализации организованной преступности в экономике, разрушения уголовных бизнес моделей, обеспечения механизмов оперативного контроля преступности и т.д.

Есть очень хороший пример: если вы начинаете строить дома без туалетов, ожидайте, что окружающая территория будет "засорена", как бы ни пыталось на это реагировать государство, используя в том числе правоохранительное принуждение, это лишь усугубит ситуацию. Аналогично это работает и в экономике. На сегодняшний день бизнес вовлечен в систему отношений, имеющих высокие криминальные риски. Следствием этого является безальтернативное склонение бизнеса к неправомерным действиям, такой способ обращения является защитным механизмом его выживания. На это также обращал внимание академик Костенко А.М., который отмечал, что :" современная преступность в Украине порождается социальным кризисом и сама же углубляет его. Эта преступность имеет свойство сводить на нет любые реформы, которые могли бы обеспечить социальный прогресс в Украине .Итак, пока преступность в Украине является преступностью кризисного типа, социальный прогресс в Украине невозможен. Поэтому существование аномальной преступности, то есть преступности кризисного типа, является сегодня проблемой №1 в нашей стране.

Симптом аномальной преступности кризисного типа таков: каждый вынужден выбирать одно из двух – либо становиться преступником, либо быть потерпевшим от преступников. Третьего не дано!".

Правильное внедрение РЛП в правоохранительном секторе будет иметь значительный экономический эффект, будет способствовать решению системных проблем, способно постоянно удерживать уровень компетентностей в актуальном состоянии.