«Труха» – это самый популярный украинский канал в Telegram, рекордно выросший с начала полномасштабного вторжения. С тех пор он неоднократно подвергался сокрушительной критике со стороны отдельных общественных организаций и медиа, но не только сохранил своих читателей, но и в разы увеличил их количество. Несмотря на то, что за полтора года войны канал неоднократно доказал свою проукраинскость и был отмечен наградами от власти за поддержку на информационном фронте, медийные атаки не прекратились. Но изменился статус атакующих, пишет obozrevatel.

Если раньше «Труха» в контексте информационной войны упоминали уважаемые медиа, то сейчас на нее нападают преимущественно «сливные» медиа, тиражирующие дезинформацию. Здесь причина ясна – «Труха» пишет о коррупционных схемах в органах власти, а коррупционеры обычно отвечают фейками, за размещение которых платят полученные за счет схем деньги.

Размер имеет значение

Telegram – это популярный в Украине мессенджер и основной новостной источник, которым его сделала российская полномасштабная война против Украины. Он просто «взорвался» в конце февраля – начале марта 2022 года. В первые месяцы войны он стал источником информации для 65,7% украинцев, о чем свидетельствовали данные сети ОПОРА. Первые три месяца войны стали временем, когда произошел рост аудитории телеграмм-каналов.

Миллионы украинцев становились подписчиками как украинских каналов (госорганов, чиновников, СМИ, локальных каналов, др.), так и, к сожалению, российских и пророссийских, которые маскировались под украинские.

Популярные статьи сейчас
Будут платить еще полгода: кто повторно получит помощь Пенсионеров растрогали новостью: кто в июне получит доплату 1500 грн Не только вода и свет: для украинцев поднимают еще один тариф Родителей заставят заплатить: в Раде утвердили важный проект
Показать еще

Это стало большой проблемой, ведь враг получил возможность через эти каналы влиять на общественное мнение в Украине. Для решения этой проблемы государственные органы (в частности, СБУ, СНБО, Центр противодействия дезинформации) публиковали списки российских и пророссийских телеграмм-каналов, от которых рекомендовали украинцам немедленно отписаться. Другую часть работы делали общественные организации и СМИ, которые выявляли российские каналы и составляли соответствующие списки. Иногда в эти списки попадали и украинские и проукраинские каналы. Иногда не попадали, но подвергались критике.

Причиной этому становились ошибки, которые допускали их администраторы в освещении событий войны (причем, в то время, эти ошибки массово допускали и традиционные СМИ, публикуя контент по «прилетам», работе ПВО и др.). «Охота на ведьм» не прекратилась даже сейчас – несмотря на то, что война показала, кто есть кто. Среди главных целей «инквизиторов» от медиасообщества – крупнейшие телеграмм-каналы с миллионами подписчиков, а чаще всего атакуют именно «Труха» – потому что он самый большой. Забегая вперед, можно сказать, что причина как раз в размере. Потому что в информационном бизнесе он имеет первостепенное значение.

Тру или не тру? Кто владелец «Трухи»

Основной упрек в сторону телеграмм-каналов – это их анонимность, позволяющая избегать ответственности за распространенную информацию. Но, в отличие от большинства самых больших каналов, «Труха» не является анонимным каналом. Его основатель и владелец известен мало того – он публично выступает и не избегает обсуждений относительно работы и контента канала. Его зовут Максим Лавриненко. На данный момент у медиа накопилось много предположений о том, что за Лавриненко стоит кто-то другой и настоящие владельцы «Трухи» остаются в тени. Но эта информация, как правило, имеет признаки заказных публикаций и не содержит никаких доказательств, свидетельствующих, что кто-то кроме Лавриненко руководит этим телеграмм-каналом.

Максим Лавриненко, основатель телеграмм-канала «Труха» во время интервью ведущей Мили Еремеевой
Максим Лавриненко, основатель телеграмм-канала «Труха» во время интервью ведущей Мили Еремеевой

Когда владелец медиа известен – это становится поводом к большему доверию аудитории, но в то же время это несет риски, особенно во время войны. Российская пропаганда все время пытается ослабить доверие украинцев к украинским источникам информации. Поэтому крупнейшие украинские медиа (телеканалы, отдельные журналисты, лидеры общественного мнения, блоггеры и телеграммы-каналы) находятся под постоянными атаками со стороны российских пропагандистов. «Труха» и Максим Лавриненко – не исключение. В июне, например, группа известного российского пропагандиста Владимира Соловьева пыталась слепить фейк о сотрудничестве Лавриненко с россиянами.

Лавриненко прокомментировал это следующим образом:

«Друзья, последние дни русская чувствует, что победа Украины максимально близка, поэтому активизировалась с фейками. Мы, как самый популярный телеграмм-канал Украины, принимаем на себя наибольший удар… Мыслите критически, и не давайте русские разъединять нас с вами в такой сверхважный для нашей страны период, когда мы должны быть максимально объединенными и консолидированными. В своей предсмертной агонии враг пытается сделать хоть что-нибудь – но не получится. Читатели и коллеги. Я призываю вас – не становитесь жертвой вредной дезинформации. Поддерживаем ВСУ. Распространяем правду. Приближаем окончательную победу. Слава Украине".

Самый большой – значит лучший?

Автор этой статьи еще до полномасштабного вторжения имел в подписке 500 каналов и отслеживал их развитие во время войны. Он видел, как росла «Труха», «Инсайдер», «Реальная война», «Николаевский Ванёк» и другие. И какие способы использовались. Когда дело доходит до оценки, какой канал самый лучший, то с каналами-миллионниками это уже не дело вкуса. Их аудитория преобладает по количеству известных национальных СМИ, а количество подписчиков, просмотры и цитирование являются объективными показателями успешности, популярности. Поэтому «Труха» – это, безусловно, лучший украинский канал. Он может не нравиться кому-то, но его понравилось большинство украинцев. А значит, именно его контент и его информационная политика оказалась наиболее затребованной среди украинцев и наиболее пришлась по душе.

Причина популярности «Трухи» кроется в правильном удовлетворении потребности украинцев в информации. Именно информация о боевых действиях, информация о запусках российских ракет и дронов по Украине наиболее запрашиваема у граждан Украины.

Фейки, слухи и манипуляции

Конечно, в начале своего стремительного роста украинские телеграмм-каналы (в том числе «Труха») получали прирост аудитории и просмотры благодаря публикации информации о прилетах ракет и ходе боевых действий. Другими словами, благодаря хайпу на теме ужаса. Но так ли до сих пор делают традиционные СМИ, которые потом критикуют телеграмм-каналы?

Один из последних примеров – некоторые уважаемые СМИ на своем сайте опубликовали новость с заголовком типа «Путин принял решение взорвать Запорожскую АЭС: названа дата», ссылаясь на (!) анонимный (!) российский телеграмм-канал «Генерал СВР». И именно украинские телеграмма-каналы начали критиковать традиционное СМИ за распространение панических настроений среди украинцев. Вскоре СМИ сменили заголовок на адекватный, но что было вначале – все могут увидеть в веб-архивах.

Пример хайпа от традиционного СМИ
Пример хайпа от традиционного СМИ

Как изменилась «Труха» и оправдана ли критика

В начале полномасштабной войны «Труха» обвиняли в размещении фейков и дезинформации. В чем это заключалось? Администраторы могли публиковать старые видео, выдавая их за новые. Также публиковалась информация на уровне слухов. Это раздражало. Но «Труха» изменилась. Этого нельзя признать. Количество постов, в которых информация не является проверенной, уменьшилось до уровня других телеграмм-каналов и СМИ, и она всегда маркируется словами «информация требует проверки» или «информация не подтверждена».

Чем отличается «Труха» марта-2022 от «Трухи» сентября-2023:

- количество публикации объективно уменьшилось;

- качество публикаций увеличилось (результат проверки фактов и работы с официальными источниками; официальные источники идут на контакт);

- публикуется больше информации о коррупционных действиях, о конкретных коррупционерах и предателях, что помогает уголовным делам приобретать резонанс, общественное внимание и не дает преступникам «соскочить» (этим «Труха» выполняет функцию традиционного СМИ по общественному контролю);

- фотографии прилетов сейчас постятся с осторожностью (явно сотрудничество с СБУ); все фотографии заблюрены – узнать место прилета невозможно, а без блюра публикуется только после объявления информации от официальных источников;

- канал «Труха» помогает на волонтерских началах ВСУ и пострадавшим от ракетных ударов, что не каждый владелец традиционного СМИ себе позволяет; на нужды армии уже направлено 21 миллион гривен.

Итак, канал «Труха» не только получил самую большую аудиторию в украинском сегменте Telegram, но и стал важным инструментом информационной войны, в том числе в противодействии российским фейкам. Нельзя не упомянуть, что в июне Харьковская областная военная администрация отметила «Труху» и наградила грамотой за вклад в противодействие российской информационной пропаганде, а также помощь бойцам десятками автомобилей и квадрокоптеров.

«Коллектив Telegram-канала награжден грамотой ХОВА как самый многочисленный по аудитории и публикующий общественно-важную информацию, на миллионную аудиторию распространяет официальные сообщения правоохранительных органов, служб и государственных учреждений», – сообщила директор Департамента массовых коммуникаций ХОВА Ярослава Бережная.

Грамота канала "Труха" от Харьковской ОВА, июнь 2023 года.
Грамота канала "Труха" от Харьковской ОВА, июнь 2023 года.

То есть, единственными критиками «Трухи» остаются традиционные СМИ. И как бы ни было смешно, но они критикуют «Труху» за то, что она не работает в формате традиционного СМИ, используя больше контента от подписчиков (что лишний раз свидетельствует о доверии) и предоставляя информацию с эмоциями, чего не могут себе позволить традиционные СМИ, ограниченные определенными стандартами (которые они все равно сами нарушают).

Они видят в телеграмм-каналах конкурентов (а потому создают свои собственные и пытаются их развивать) и недобросовестно пытаются отвлечь от них людей и свою собственную аудиторию. Но люди сами выбирают, где им лучше получать информацию и в каком формате. Критиковать и оскорблять «Труха» – это оскорблять миллионы украинцев. Следует признать объективную реальность, перестать манипулировать, а совместно работать ради победы.