Фармацевтическая продукция в Украине за 2023 год, по данным Госстата Украины, подорожала более чем на 13%, при этом объемы продаж лекарственных препаратов растут. Игроки рынка считают, что тенденции сохранятся и в этом году, принимая во внимание общую динамику мировой фармы, которая также ощущает последствия глобального кризиса. Они выражаются не только в увеличении расходов на здравоохранение в целом, но и в серьезном росте рынка непатентованных лекарств, считает Санджай Найяк, управленец с более чем 25-летним опытом работы в транснациональных компаниях, автор научных работ в теме фармакологии.

Санджай Найяк основал производственную площадку Evertogen Life Sciences Ltd в Индии, которая производит дженерики в Украине и во многих странах мира. Соответствие европейским требованиям производства позволило компании занять лидирующие позиции на фармацевтических рынках, в том числе Восточной Европы и Центральной Азии.

Во время пандемии Санджай Найяк основал и возглавил фармкомпанию Amarox и вывел на рынок ряд противовирусных препаратов, которые широко применялись медицинскими учреждениями Украины для лечения COVID-19. В интервью обсуждаем с экспертом, из чего складывается репутация дженериков, чем современные препараты отличаются от лекарств предыдущего поколения, и выяснили, за какими трендами стоит будущее фармацевтики.

Санджай, для начала давайте уточним понятия: что такое дженерик?

– В рамках нашей темы – это лекарственное средство, содержащее те же химические вещества, что и оригинальная патентованная молекула. Оно выходит на рынок только после того, как истечет срок действия патента на исходный фармацевтический препарат. Закончилось действие патента – производить и продавать молекулу препарата могут все игроки рынка, но под другим брендом.

Популярные статьи сейчас
Нет законной силы: из-за которых повестки не смогут наказать Как мобилизованные "с улицы" на самом деле воюют: откровения из фронтовых реалий С 1 октября украинские АЗС резко изменят цены на топливо Пенсию заберут всю до копейки: кого из украинцев безжалостно оставят с пустым кошельком
Показать еще

Вы запустили на рынок два препарата против коронавируса, за что получили благодарность главного вирусолога Украины. Как вам удалось выпустить препараты в острый период пандемии, когда кардинально изменились многие бизнес-процессы?

– Во-первых, мы помогали обществу и властям решить актуальнейшую на тот момент проблему, во-вторых, я, как руководитель предприятия, взял на себя разработку и реализацию маркетинговой стратегии и гарантировал широкую доступность препаратов в больницах и медицинских учреждениях по всей Украине. Наши препараты успешно прошли все проверки на соответствие стандартам со стороны государства, и своим выходом в оборот поддержали систему здравоохранения Украины в острый период пандемии. В партнерстве с Министерством здравоохранения мы обеспечили поставки антиретровирусных препаратов через ВОЗ.

Вы посвятили ряд научных работ современным продуктам фарминдустрии. В чем особенность конкретно этих препаратов?

– Я убеждён в принципиальной важности научного подхода ко всем процессам в фармакологии и занимаюсь исследованием актуальных продуктов. Выпущенные моей компанией на рынок препараты – это противовирусные лекарства. В одном действующее вещество – ремдасавир, в другом – осельтамивир. Они останавливают развитие и распространение вируса, вызывающего COVID-19, в организме. Они используются для лечения COVID-19 на ранних стадиях и помогают предотвратить более серьезные последствия, выбор препарата для конкретного пациента остается за лечащим врачом. Если вспомнить “ковидные рекорды” в Украине – например, 3 февраля 2022 количество выявленных заболевших в сутки превысило 43 тысячи человек, а общий счет заболевших шел на миллионы, – то я с уверенностью могу сказать, что наши медикаменты помогли сотням тысяч украинцев избежать серьезных последствий для организма.

Почему к дженерикам до сих пор предвзятое отношение, хотя их эффективность уже доказала даже пандемия?

– Я думаю, что эта тенденция себя изживает. За счет более низких затрат на исследования и разработку производители дженериков могут быстрее и с меньшими инвестициями вывести препарат на рынок. Однако для выведения их на рынок требуются строгие регуляторные проверки, чтобы гарантировать их безопасность, качество и эффективность. Поэтому потребители могут быть уверены в том, что дженерики соответствуют всем принятым стандартам. Они обычно имеют такой же активный ингредиент, дозировку, форму выпуска и способ применения, как и оригинальные препараты, то есть при соблюдении всех рекомендаций по применению дают аналогичный терапевтический эффект. При этом дженерики имеют более низкую стоимость по сравнению с оригинальными брендовыми препаратами. Это обеспечивает доступность лекарственных средств для широкого круга пациентов.

Вы руководили фарм-гигантом Amarox в экстраординарных условиях пандемии и сумели не только сохранить бизнес, но и в значительной мере его развить. Что вам как управленцу помогает быть успешным?

– В первую очередь мои более 25 лет релевантного опыта работы, умение находить выход из любой ситуации, а также, смею сказать, талант переговорщика. В бизнесе, где необходимо искать компромиссы, это важное качество, и хорошо, что его можно натренировать. Как шторм проверяет на прочность корабль, так и экономический кризис проявляет устойчивость бизнеса. Я горд нашими результатами: мы обеспечили граждан Украины необходимыми и эффективными лекарствами, удержали коллектив на высоком социальном и профессиональном уровне и нарастили прибыль компании.

Известно, что вы поддерживаете Mission ASHRA – благотворительный фонд в Индии, помогающий психически больным бездомным женщинам. С чем связано такое деятельное проявление социальной ответственности?

– Я, как представитель фарминдустрии и как управленец с большим опытом, наблюдал самые разные ситуации в разных социальных группах, в разных странах мира, и я знаю цену человеческой жизни, представляю ценность возможностей, которые фармакологическое сообщество могло бы предоставить людям. И если я могу помочь кому-то получить образование или доступ к качественным медицинским услугам, иными словами – поднять уровень жизни – я буду считать мою собственную жизнь более осознанной и состоявшейся. Моя профессиональная квалификация позволяет мне получать достойный доход, могу сказать, что он выше среднего по рынку, и я считаю необходимым для себя вкладывать мои средства в благие дела.

На ваш взгляд, в чем будущее фармацевтики? Ваш экспертный взгляд особенно интересует, потому что вы посвятили исследованию этой темы отдельную научную статью, опубликованную в одном из ведущих научных изданий Украины, журнале «ScienceRise: Фармацевтическая наука».

– Будущее – за инновациями, которые необходимо активнее внедрять в отрасль. Инструменты для этого есть – это и патентный ландшафт инструментов, и оптимизация бизнес-процессов, и совершенствование управленческой структуры. Фармацевтические компании будут обращать все более серьезное внимание экологичность своей деятельности, внедряя более устойчивые методы производства, уменьшая отходы и выбросы, а также исследуя возможности разработки экологически чистых лекарственных препаратов. Например, у меня в планах разработать и предложить людям, увлекающимся восточной медициной, философией, йогой линейку биологически-активных добавок. Сегодня человек хочет быть здоровым сам и жить в здоровой среде.

Материалы новостного характера не могут считаться назначением врача и приравниваться к ним. Перед принятием решения обязательно проконсультируйтесь с доктором и обратитесь к специалисту.