Речь идет не только о контроле соблюдения требований природоохранного законодательства, но и о комплексном обеспечении экологической безопасности и качестве жизни населения, проживающего на соответствующих территориях.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяОсобенность этого направления работы состоит в том, что Экоинспекция имеет дело с накапливающимися десятилетиями нарушениями. Долгое время вопросы надлежащего оформления земель природно-заповедного фонда, установления границ прибрежных защитных полос, соблюдение режимов их использования оставались без системного контроля. Формальный подход к выполнению делегированных полномочий органами местного самоуправления привел к серьезным рискам для экосистем и здоровья людей.
Сотрудничество с общинами включает все ключевые направления природоохранной деятельности: имплементацию нового законодательства в сфере управления отходами, противодействие деятельности предприятий, вероятных нарушителей законодательства в сфере охраны окружающей среды, сохранение водных ресурсов, профилактику пожаров в экосистемах, защиту лесов от незаконных порубок.
Важной составляющей этой работы является проведение плановых мер контроля органов местного самоуправления по осуществлению делегированных полномочий органов исполнительной власти, в частности в сфере соблюдения природоохранного законодательства. Такие проверки осуществлялись в соответствии с приказом Государственной экологической инспекции Украины "Об утверждении Плана проверок органов местного самоуправления в части осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти на 2025 год".
Активное проведение таких проверок началось в 2020 году и охватило все 130 органов местного самоуправления Житомирской и Ровенской областей.
Результаты этих мероприятий показали наличие системных нарушений природоохранного законодательства. Органам местного самоуправления были направлены требования по надлежащему выполнению делегированных полномочий, в частности, в сфере землеустройства. Часть общин отреагировала ответственно и добровольно приступила к устранению нарушений без судебного вмешательства. Показательным примером является Горшковское общество Житомирской области, которое осуществило установление в натуре границ прибрежно-защитных полос водных объектов и внесло соответствующие сведения в Государственный земельный кадастр.
В то же время, значительная часть общин на требования не отреагировала, что заставило Инспекцию обратиться в суд. На сегодня Экоинспекцией Полесского округа подано 17 исков относительно ненадлежащего исполнения делегированных полномочий органами местного самоуправления в Житомирской области и 12 – в Ровенской. Из них 15 исков касаются обязательства установить в натуре пределы 27 объектов природно-заповедного фонда. По восьми делам уже принято решение в пользу Инспекции, другие находятся на рассмотрении судов или обжалуются в порядке. При этом нарушения зафиксированы не только в небольших общинах, но и крупных городах областного значения.
Следует отметить, что речь идет о продолжающихся правонарушениях – систематическом невыполнении обязанностей, прямо определенных законом. Такое бездействие создает реальные угрозы: нарушение экологического режима объектов природно-заповедного фонда, нецелевое использование земель прибрежных защитных полос, их самовольные занятия и нарушение установленных ограничений хозяйственной деятельности.
«Наша цель – не количество предписаний или исков, а формирование новой культуры ответственности за природные ресурсы, безопасность экосистем и качество жизни граждан. Именно такой подход отвечает европейским стандартам и единственно возможный путь для устойчивого развития регионов Полесья», – отмечает начальник ДЭИ Полесского округа Евгений Медведовский.