Ещё в прошлом месяце казалось, что проблема цен на газ решена – во всяком случае, на какое-то время. Но теперь вновь зашёл разговор о пересмотре тарифов. В чём тут дело – и можно ли вообще решит этот вопрос?
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяСвоё мнение в программе «Романенко. Беседы» высказывает аналитик института Grouford Виктор Скаршевский.
«У нас нет внятной, чёткой и понятной политики в этой области – не только у нынешнего правительства, но и у любого другого за всё время украинской независимости. Рынок газа переформатировался очень часто, и сейчас даже непонятно, кому что принадлежит. Одни сети, в том числе газотранспортные, было можно приватизировать, другие нельзя. То был один оператор, то много операторов», - объясняет он.
А дальше была та самая ассоциация с Евросоюзом, которая предписала предоставлять украинцам жилищно-коммунальные услуги исключительно по рыночным ценам. Государство должно было стоять в стороне. Затем были подписаны несколько меморандумов с Международным валютным фондом, где шла речь о том же самом.
В итоге украинское правительство оказалось в очень узком коридоре возможностей, ведь от международных обязательств отказываться нельзя. Да, в стране есть свой газ, и довольно дешёвый – в прошлом году Укргаздобыча продавала его Нафтогазу по 2,85 гривны за кубометр. Если бы тот же кубометр для конечного потребителя стоил четыре гривны, все остались бы в выигрыше. Но эти соглашения устанавливают на него «рыночную» цену – то есть европейскую.
«У нас есть собственный ресурс, который дешевле – но мы вынуждены ориентироваться на высокую цену. Приходится оплачивать ещё и доставку. По-моему, это чистый бред», - отмечает аналитик.
Но, как замечает он, рост этой цены вызовет подорожание всех товаров и услуг.