Согласно данным портала Дія.Бізнес, сейчас в Украине работает 1 891 200 ФЛП, и их количество увеличивается на 7000 ежемесячно. Как предпринимателям выстоять во время войны, укрепить свои позиции и продолжать развивать дело?

Война поставила под угрозу практически каждый бизнес в Украине. По данным опроса, в мае-июне 2022 г. его потери за первые 3 месяца войны составили 85 млрд у.е. Но, пережив первое шоковое состояние, предприятия стали искать пути возобновления деятельности.

Результаты исследований , проведенных в сентябре 2022 года, показывают, что 61% украинских предприятий продолжают работать в период войны. Большое количество нуждается в поддержке со стороны государства и общественных организаций. Опрос, проведенный в период 20.07–01.08.2022 г. Центром развития инноваций с партнерами, показал, что в бизнесе нуждаются около 63,5 млрд у.е. финансирования, релокации, информационной поддержки

ОО «Украинский центр содействия инвестициям и торговле» при поддержке Программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины» запустила проект поддержки украинских предпринимателей во время войны.

Одним из направлений является финансовая поддержка женщин-предпринимателей через удовлетворение их потребностей и запросов. До окончания дедлайна на подачу аппликационной заявки по поддержке было принято 532 запроса из 10 областей Украины. Участницы обратились с потребностями поддержки выхода бизнеса на иностранные рынки, сертификации продукции, разработки маркетинговой стратегии, релокации бизнеса, налаживания продаж через социальные сети, регистрации торговой марки, систематизации/совершенствования операционной деятельности, продвижения на международных маркетплейсах. Сумма в поддержку предприятий составила 1503750 грн, которые были разделены между 16 бизнесами.

Популярные статьи сейчас
Астролог увидел в мае "беду" для Украины ТЦК дал мужчинам 60 дней: сообщить обязательно Почему украинцам необходимо завещать имущество уже сейчас и как это сделать правильно Это уже законно: сотрудникам ТЦК разрешили делать это при вручении повестки
Показать еще

Forma Center – бренд одежды, созданный семьей Арины Коротун и один из участников направления. После оккупации Донецкой области в 2014 году предприятие смогло переориентировать бизнес-процессы, запустить линейку женской повседневной одежды и снова заработало. С 2021 года предпринимательница продолжила семейное дело под своим именем. Бренд принимал участие в выставке Kyiv Fashion 2022, вместе с украинскими производителями представлял летнюю коллекцию женской одежды на показе мод в Турине в Италии.

Война стала вызовом на предприятии, но не точкой в ​​его деятельности. Арина переехала из родного Краматорска в Днепр и релоцировала предприятие. Для аренды помещения и транспортировки оборудования был использован почти весь оборотный капитал. Но предпринимательница формирует планы на будущее.

«Планирую работать в несколько этапов, – делится своими целями Арина. – Нанять маркетолога, разработать сайт, обеспечить продвижение в соцсетях. Далее – нанять менеджера по продажам, швеи, конструктора, а уже потом развивать серийное производство. Для этого нужно 10-15 сотрудников. Все нужно делать постепенно, не перепрыгивая ни на один этап. Это возобновление бизнеса с нуля. Но мы не опускаем руки и верим в лучшее!

Из-за оккупации и военных действий в некоторых регионах многие бизнесы потеряли возможность работать. Чтобы возобновить их деятельность, общественная организация запустила направление по релокации и West Business Hub во Львове и Тернополе. Одним из резидентов которого является 3,14 BAN .

«Мы решили дать вторую жизнь старым баннерам и сшить ту вещь, которая пригодилась бы в повседневной жизни. Так мы создали свою первую сумку-шоппер, с которой мы до сих пор ходим отправлять наши посылки на почту», – рассказывает основательница Юлия Уварова.

В 2019 году идея стартовала как социальный проект и почти сразу переросла в бизнес. Начав с единичных сумок под заказ, в течение года предприятие начало выполнять корпоративные заказы и сотрудничество с магазинами-партнерами. Учредители стали выступать как спикеры и продвигать культуру осознанного потребления.

Во время войны мастерская в Харькове была разрушена, команда разъехалась, продажи упали из-за прекращения деятельности партнеров.

Сейчас команда выделяет главные задачи – планируется нанять новых работников, расширить клиентскую базу корпоративных заказчиков и сеть магазинов-партнеров, выйти на европейский рынок.

Расширить возможности женщин-предпринимателей через семинары «Платформа жизнестойкости бизнеса» – цель еще одного направления проекта . Благодаря этому направлению женщины-предприниматели, стремящиеся к развитию, смогли получить новые знания и опыт для успешного развития собственного дела. Elastic IT Solutions – одна из компаний, воспользовавшихся такой возможностью.

Татьяна Сорокопуд, основательница Elastic IT Solutions, предоставляющая услуги компаниям, помогая развивать и оптимизировать их деятельность. Среди них – компьютерное программирование, настройка программного обеспечения, разработка структуры и контента, прикладных программ и баз данных.

После начала войны активность компании снизилась. Многие предприятия-заказчики остановили свою деятельность, и количество обращений было низким. Чтобы справиться с вызовами и определить новые планы, предпринимательница присоединилась к обучающим семинарам.

«Обучение помогло овладеть собой и продолжить работу в период военных действий. Благодаря полученной информации удалось обнаружить ошибки в продвижении компании и тем самым привлечь внимание потенциальных клиентов», – рассказывает предприниматель о своем опыте.»

Сейчас предприниматель сосредоточился на создании маркетинговой стратегии для повышения конкурентоспособности собственного предприятия.

«Мы планируем расширить спектр услуг по развитию на международной арене, – рассказывает Татьяна. – Увеличить клиентскую базу за счет участия в международных конференциях, повысить профессиональные навыки персонала путем участия в хакатонах».

В современном мире невозможно расширять возможности бизнеса без постоянного обучения. Подобные семинары помогают планировать и оптимизировать деятельность бизнеса.

Украинский бизнес задействует все возможные инструменты развития и восстановления. Согласно данным последних исследований , к началу августа 14,3% пострадавших бизнесов уже были релокованы и продолжили деятельность в Украине, а 1,8 – перенесли свою работу за границу. Украинцы активно интересуются системой грантов и обучающих семинаров, чтобы усилить свои позиции онлайн и охватить новые рынки. Результатом таких действий стало то, что в конце лета 8,4% бизнесов уже ожидали существенного роста.