Как это учиться и быть студентом во время войны? А если ты не только студент, а курсант, потому что учишься на офицера СБУ и никто не знает, когда на смену учебным задачам придут боевые? Об этих вызовах, о том, как готовят будущих офицеров для Службы безопасности Украины в условиях полномасштабной войны – разговор с ректором Национальной академии СБУ Андреем Черняком.

- Господин Андрей, с началом полномасштабной войны образовательный процесс в учебных заведениях фактически остановился. Что было потом, когда с этими вызовами справилась Академия?

– Понятно, что для Академии и для меня лично это был стопроцентно новый опыт. Те навыки, которые мы приобрели, пришлось реализовывать в условиях войны.

24 февраля был создан так называемый оперативный штаб, который собирался фактически каждый час и определял дальнейшие шаги. Еще за неделю до начала полномасштабной войны Академия была приведена в мобилизационную и боевую готовность.

Меры, которые Академия начала выполнять с начала полномасштабного вторжения, подтвердили, что мы готовы помогать в обороноспособности нашего государства. Это касается и противодействия врагу в информационной войне, фильтрационным мерам, полномасштабному вовлечению в силы территориальной обороны для охраны объектов критической инфраструктуры, содействия волонтерским штабам. И думаю, мы справились достойно.

Популярные статьи сейчас
Коммунальщики массово подают в суд на неплательщиков: какая задолженность считается критической Готовьте кошельки: сколько придется платить за электричество и газ с 1 мая Лишний раз не помоешься: с 1 мая поднимают цены на водоснабжение - сколько заплатим С 1 мая придется выживать без помощи: кому перестанут выплачивать субсидию
Показать еще

– Набор на обучение во время полномасштабной агрессии – как это происходило? Что было самым трудным? И как, по вашему мнению, повлияли последствия российской агрессии на качество вступительной кампании в украинские ЗВО, в том числе и в Академию?

– Как ЗВО со специфическими условиями обучения вступительную кампанию мы начали с начала нового года. При содействии руководства Службы были приняты меры, позволившие существенно улучшить конкурсный отбор и увеличить количество абитуриентов.

Несмотря на произошедшие в феврале события, почти сразу мы возобновили активную работу с региональными органами СБУ. Ведь именно они производят первичный отбор и изучение кандидатов на обучение.

В этом году мы также увеличили набор по государственному заказу. В результате в полтора раза смогли повысить конкурс по сравнению с 2021 годом.

Студенческая информационная кампания тоже принесла свои плоды – конкурсный отбор составил 4 человека на место на контрактную форму по базовым специальностям. В этих условиях это очень хорошие показатели.

– А что изменилось в системе подготовки специалистов?

- СБУ адаптировалась к вызовам войны, учебный процесс – не исключение. Мы создали новые институты, кафедры, три новых центра – стратегические коммуникации, кибербезопасность, защиту национальной государственности. Приступили к просмотру всех образовательных программ, увеличили количество актуальных спецдисциплин в этих программах и разрабатываем эталонный стандарт образовательной программы по «Государственной безопасности». Она будет включать, кроме базовых составляющих, как спецдисциплины, психологические дисциплины, обязательный английский язык для всех соискателей образования и иноязычную подготовку из 12 языков в соответствии с потребностями СБУ или киберподготовку, которая будет отныне в каждой образовательной программе. То есть, речь идет об обстоятельном пересмотре наших образовательных программ, четко призванном формировать компетентности, необходимые Службе,

- А как с научной деятельностью, возможна ли она во время войны?

– После событий 24 февраля кардинально переработан план научной деятельности. Мы определили научные приоритеты, необходимые нашему государству именно сегодня. Конечно, продолжается работа над хрестоматийными классическими и методическими изданиями по разным дисциплинам, но только за последние несколько месяцев напечатали ряд пособий, на которые есть запрос партнеров и связанных с полномасштабной войной. В настоящее время ведется работа над изданием по противодействию террористической и диверсионной работе спецслужб, в частности, спецслужб России. Мы двигаемся к потребностям наших потребителей, стейкхолдеров и партнеров. И это не только СБУ, но Силы Специальных Операций, Сухопутные войска, Минобороны, Нацполиция, Госбюро расследований.

Например, создается группа с представителями следственных подразделений Нацполиции и ДБР с участием СБУ для более детального изучения опыта расследования конкретных кейсов по военным преступлениям со стороны России. Это будет основательное издание – конкретные факты, цифры, методология. Конечно, больше внимания будет уделено военным преступлениям, которые расследуются СБУ, потому что это наша подследственность, но будет включен и большой опыт ведения тысячи уголовных производств Нацполиции и ДБР.

– Есть ли проекты, созданные совместно с партнерами?

- В этом году Академия чуть ли не впервые так масштабно приобщилась к практической помощи нашим силам безопасности. Это касается не только оперативных подразделений, но и следователей, аналитических подразделений Службы безопасности. И это, конечно, касается ССО, других военных институтов, где мы реально помогаем, СНБО, где мы ведем ряд аналитических проектов, направленных на фиксацию и документирование преступлений российской военной агрессии для дальнейшей передачи в международные юридические инстанции с целью привлечения виновных к ответственности. Эта работа постоянна. Наши филологи-переводчики помогают следственным подразделениям, наши OSINT-специалисты и курсанты проводят по запросу оперативных подразделений определенную аналитическую работу в сети. То есть, теми ресурсами, которые у нас есть,

- Что для вас самый большой успех в этом году?

– своевременная мобилизация всей Академии, всего коллектива и включение в общую систему противодействия врагу. От несения службы на блокпостах, участия в фильтрационных мероприятиях, помощи в фиксации преступлений, аналитических мероприятиях, поддержке волонтерских штабов.

А еще есть благотворительная работа. Ежемесячно собираем денежные средства и покупаем 4-5 автомобилей, генераторов для фронта. Это один из элементов готовности чем-нибудь жертвовать для помощи нашим защитникам.

Во-вторых, для меня как руководителя важно то, что мы смогли вовлечь в нашу мобилизацию курсантов и студентов. Молодежь приобщилась ко всем процессам в Академии. Учитывая, что образовательный процесс продолжается и, в отличие от гражданских ЗВО, мы не можем проводить его полностью в онлайн формате, мы смогли привлечь соискателей образования в наши проекты для сил безопасности. Тем самым они приобретают необходимые умения и навыки, приобщаясь к работе, которую осуществляет сегодня Служба безопасности, а еще помогают нашему государству собственным участием в проектах. Для них это важно.

– Какой вы видите Академию через год-два?

– Я максималист в своем видении. Шагами, по которым мы двигаемся даже в этих условиях, можно многое изменить.

Условия обучения и условия работы – один из главных факторов, влияющих на эффективность результата. А результат – это знания и компетентности, которые получат наши соискатели образования. Поэтому делаем упор на максимальном осовременивании всех локаций Академии. А их немало. Открываем киберцентр, партнерские отношения, которые помогут нам в размещении киберполигонов, завершаем подготовку образовательных хабов на территории Академии.

Далее – это отточка образовательных программ. Важно, чтобы СБУ и силы безопасности и обороны видели серьезных партнеров в сотрудниках и воспитанниках Академии. Многие наши наработки актуальны и востребованы. Есть запросы на наши услуги. И я стараюсь как ректор, чтобы этих способностей Академии было как можно больше. Чем больше у нас будет практического опыта, тем интереснее будет нашим соискателям образования. Чтобы наполнение наших бакалаврских программ полностью имплементировано в практическую деятельность в будущем.

Сегодня трудно собрать весь коллектив в одном зале. А вот если бы смогли собрать, что бы вы пожелали, сотрудникам, курсантам и студентам?

Главное – верить в победу! И приближать его. Поэтому мы стремимся сделать Академию максимально современной и востребованной в нашем образовательном и поле безопасности. И хотим, чтобы выпускники Академии гордились, что учились здесь.

Мы должны быть топовым качественным образовательным учреждением. Мы едины в своей системе, и потому нам труднее. Поэтому мы должны совершенствоваться без конкуренции, работать с практиками. Наши образовательные программы и возможности должны быть гибкими. Наша готовность должна быть максимальной. Встречи с иностранными партнерами лишь подтверждают, что наш опыт очень востребован.

Сегодня открыта военная агрессия, но значит ли это, что гибридная война прекратилась?

- Вовсе нет, только поляризовалась. Например, в прошлом году мы рассказывали об экономических факторах влияния на политические элиты, а сегодня акценты перенеслись на энергетические факторы влияния России на европейские страны. Гибридность просто стала более агрессивной, более четкой. Открытая война показала, что мы воюем не с какими-нибудь фейковыми «лнр/днр», а против нас воюет северный сосед, который более двух десятилетий готовился к войне, а реализовал свое намерение в 2014 году.

Академия нужна Службе и государству. Как я уже говорил, есть запрос на наши услуги в ДБР, МВД, УГО, ССО – на образовательные и научные работы, общие проекты. Значит, мы оказываем конкретную помощь нашему государству и его обороноспособности.

- Что бы вы пожелали первокурсникам этого года?

- У нынешних поступающих первый курс будет совсем другим, не похожим на предыдущие. Это связано не только с условиями агрессии, но и с изменениями в терминах обучения и содержательным наполнением программ. Мы хотим сделать их профессионалами, а патриотами, уверен, они уже есть. Потому что дети из Херсона, Николаева, Мариуполя, Харькова, Ужгорода, Львова, вступая к нам на военную службу, понимали, какие обязанности будут возложены. Они не отказались, не уехали в другие страны и не избрали гражданские учебные заведения. Они ясно понимали в условиях войны, куда они идут. И понимают, что такое воинская обязанность. Поэтому задача нашего педколлектива – обеспечить их знаниями и компетентностями, которые будут им нужны. Гарантирую, что первокурсникам будет интересно, креативно и содержательно. Чтобы они смогли реализоваться прежде всего как личности. Всё будет Украина!

Сергей Коваленко