Количество украинских беженцев в Евросоюзе неуклонно растет. Сейчас оно, по официальным данным, приблизилось к четырем миллионам. В процентном соотношении населения европейских стран это довольно большая доля.

Например, в Чехии количество мигрантов с Украины составляет 440 тысяч - это 4% от населения страны. Проблема миграции затрагивает всех. С начала 2023 года украинское, как и западное, сообщество волнует один вопрос - какие меры будут предприняты для возвращения беженцев на родину после окончания войны?

Надеяться на массовую экстрадицию украинцев-уклонистов, уехавших за границу, не стоит, но в Украине у них могут начаться после окончания войны, прокомментировал эту тенденцию советник Офиса президента Михаил Подоляк, пишет from.ua.

Украинцы, скриншот: YouTube
Украинцы, скриншот: YouTube

По его словам, в отношении украинцев, купивших фиктивные справки и выехавших за границу, будут судебные решения. Таким образом, в ОП снова строят далеко идущие планы, которые не всегда могут быть воплощены в реальность, однако их направленность на мужчин-беженцев может привести к росту числа семей, которые откажутся возвращаться домой после окончания боевых действий, опасаясь юридических проблем.

Популярные статьи сейчас
Не только вода и свет: для украинцев поднимают еще один тариф Этот новый документ будут выдавать ТЦК тем, у кого нет военного билета: позвонят и проверят  Украинцы могут остаться у разбитого корыта: что будет с пенсиями ПриватБанк заблокировал счет: что нужно делать сразу
Показать еще

Что подразумевают под выражением «юридические проблемы»? Во-первых, чтобы доказать, что, скажем, выданная украинскому мужчине справка о непригодности к военной службе была фиктивной, необходимо предпринять ряд юридических и медицинских исследований. Пока вина человека не доказана, он не может считаться уклонистом, поэтому нам не хотелось бы записывать всех подряд украинцев в преступники. Даже если вина будет доказана, какое наказание за этим может последовать? Тюремный срок или лишение гражданства? Штраф? Пока стратегия отношения к «возвращенцам» властями не проработана, по этой причине и идея вернуться на родину среди беженцев пользуется все меньшей популярностью. К сожалению, стоит констатировать, что, находясь в странах Евросоюза, не будучи в правах полноценных граждан ЕС, наши соотечественники в социальном плане чувствуют намного большую безопасность чем те, кто остался на родной земле. И пока эта тенденция растет, потому миграционная проблема только усугубляется.

Украинцы. Фото: Youtube
Украинцы. Фото: Youtube

El Mundo со ссылкой на исследование Центра экономической стратегии в Киеве пишет, что обеспокоенность по поводу того, что после окончания войны огромное число украинцев захотят остаться за границей, растет именно внутри страны. То есть, в обществе. Реальное отношение властей к проблеме мы не знаем. Михаил Подоляк и другие политики озвучивают возможные варианты реализации планов по возвращению, но все они касаются послевоенного времени. В это же время в военной среде прямо говорят, что скоро окончания войны ждать не приходится. Поэтому нам необходимо перестроиться и говорить о создании условий для возвращения беженцев уже сейчас. Уже 70% наших людей за рубежом нашли работу. Кто-то получает вид на жительство, кто-то собирается получать гражданство страны, в которой проживает. Динамика их занятости не играет на руку украинскому рынку труда.

В данном случае интересна не общая статистика по беженцам, а именно количество выехавших за пределы Украины мужчин. В возрасте 18-34 лет эта цифра увеличилась на 54%, или 92 тысячи, а в возрасте 35-64 — на 47%, или 111,6 тысяч человек. От 1,3 до 3,3 млн человек могут никогда не вернуться на родину, отмечается в статье. В долгосрочной перспективе это негативно скажется как на экономическом развитии страны (уменьшение ВВП до 6,9% ежегодно, инфляция, промышленный кризис), так и на демографии. Отсутствие эффективной политики по возвращению мигрантов может вызвать дефицит рабочей силы в 3,1-4,5 млн человек к 2032 году.

Кумулятивные экономические потери за следующие десять лет, согласно этим расчетам, могут составлять до 113 млрд долларов. Наше население резко стареет, нетрудоспособных граждан становится все больше. Поддержка ЛГБТ во время войны, которая сейчас становится трендом, также не принесет демографических плодов. А большинство молодого мужского населения уже мобилизиовано. Неприятно констатировать этот факт, но после войны останется много раненных и инвалидов, что ляжет нагрузкой на украинский бюджет. Все это приведет к тому, что страну в условиях экономического кризиса восстановить без внешней помощи будет крайне сложно, что затруднит нам путь в Евросоюз.

Лучше всего, конечно, предотвратить появление крайне негативных последствий для Украины уже сейчас. Но для этого властям необходимо выстраивать более либеральную политику в отношении беженцев и мигрантов, а также отказаться от повсеместного озвучивания планов по «вендетте». По крайней мере, в таком радикальном ключе.