Любой современный программист — это прежде всего «гражданин мира», ведь цифровой код не имеет национальности. Например, большинство американцев, которые учатся играть в гольф при помощи симулятора «SkyTrak», устраиваются на работу в Google в виртуальной HR-метавселенной «RemoteBridge», и чьи дети учатся в школе, используя интерактивную платформу «TechRow» - знать не знают, что разработкой всех этих продуктов занимался украинский программист Анатолий Ландышев. Он же разрабатывал и популярные во всем мире приложения для гаджетов от Apple, и игры, в которые азартно «рубятся» миллионы геймеров планеты — такие, например, как «Power Rangers: Unite» и «Time Drop». А также популяризовал подход ECS для создания игр в Украине. Анатолий Ландышев — наш сегодняшний собеседник.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
- Анатолий, Вы участвовали в разработке крупных проектов, таких, как гольф-симулятор «SkyTrak» и HR-метавселенная «RemoteBridge», которые получили большую популярность в США. Как Вы вышли на международный уровень?
- Еще в 2008 году, будучи третьекурсником Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского» (сокращённо КПИ), я уже работал в немецкой международной телекоммуникационной компании Clarity AG разработчиком C++. А к моменту окончания КПИ и получения ученой степени «магистр компьютерных наук» в 2012-м, я уже пару лет разрабатывал программы и детские образовательные мини-игры для iPhone и iPad. Позже я принимал участие в разработке известных мобильных игр «Power Rangers: Unite» и «Time Drop», в которые играют более 4 миллионов игроков. Однако настоящим «звездным шансом» для меня стали технологии из мира виртуальных (VR) и дополненных (AR) реальностей.
В 2016 году, когда VR и AR только набирали популярность, создатели крупной израильской IT компании Ignite Outsourcing пригласили меня, как специалиста с большим опытом в разработке игр и 3Д, поучаствовать в открытии VR/AR направления компании. Буквально за год я создал продукты под 5 разных VR и AR устройств. А уже через несколько лет эти знания и опыт позволили мне стать ключевым разработчиком в компании TechRow - одной из самых инновационных компаний в сфере детского образования в США.
- TechRow Fund — это ведь даже не компания, а неприбыльная организация, которая внедряет технологии виртуальной реальности (VR) в публичных школах в США. С TechRow Fund сотрудничают The New York Times, AT&T, Niantic (создатель всемирно-известной игры Pokémon Go) и множество создателей обучающего контента, таких как American Film Institute и Tribeca Film Studios. Анатолий, а какая была Ваша роль?
- Да, всё верно. Ключевой продукт TechRow Fund — это одноимённая платформа для «иммерсивного» обучения детей с помощью стереоскопического 360-градусного видео. Издатели учебного контента, которые сотрудничают с TechRow Fund, загружают свои видео на платформу TechRow. Организация TechRow Fund предоставляет американским школам шлемы виртуальной реальности и доступ к платформе, где дети могут изучать различные темы, просматривая 360-градусные видео в VR-шлемах.
Именно эту платформу TechRow я и разработал. Когда я начал работать над ней, уже существовали некоторые наработки, но обучающие видео смотреть было невозможно. Были проблемы с их зависанием, плохим качеством, и другие. Я переписал веб-VR-видеоплеер платформы для мобильных браузеров Safari и Chrome с нуля, что исправило все проблемы, и позволило детям смотреть видео даже дома со своих мобильных телефонов, используя дешёвые “самодельные” шлемы виртуальной реальности Google Cardboard. Также я создал мобильное приложение для iOS и Android, и приложение для шлема виртуальной реальности Pico VR, что позволило смотреть 360 видео в ещё более высоком качестве. После этого я лично загружал на платформу данные первых 10 школ - первых пользователей платформы. А сегодня платформой пользуются уже более 400 школ в штате Нью-Йорк.
- Насколько нам известно, следующим Вашим проектом для Штатов стала работа в ведущей технологической и аппаратной компании на рынке моделирования спортивных игр SportTrak LLC над гольф-симулятором «SkyTrak», который сегодня признан лучшим в США. Расскажите подробнее об этом проекте и Вашей роли в нём.
- Да, с конца 2016-го и по 2023 год я консультировал американскую компанию SportTrak LLC. С моей помощью они сумели создать гольф-симулятор SkyTrak, позволяющий игрокам тренироваться, не выходя из своей квартиры. Для этого на пол рядом с мячиком для гольфа ставится специальное устройство SkyTrak Launch Monitor. Чтобы не разбить окна квартиры, перед мячиком ставят специальную сетку – а затем игрок бьёт по мячу настоящей клюшкой для гольфа. Прибор SkyTrak Launch Monitor считывает параметры удара, после чего игрок видит на экране траекторию полёта мяча.
В процессе работы над SkyTrak я изучил множество научных статей о физике мяча для гольфа, и это позволило мне достичь точности симулятора более 95%! В сочетании с относительно низкой ценой это стало его главной “фишкой”, и позволило SkyTrak стать самым популярным и продаваемым гольф-симулятором в США, 5 лет подряд неизменно завоёвывая титул “Выбор редакции Golf Digest - Best In Golf”.
- Microsoft, Google, Amazon, Intel, Pfizer пользуются HR-платформой «RemoteBridge», созданной на базе Вашего движка метавселенной, в целях улучшения взаимодействия своих сотрудников. Вы первым в мире создали метавселенную в браузере, которая может удерживать одновременно 150 пользователей, что является абсолютным рекордом. Как Вам удалось реализовать этот проект?
- В 2020 году, во время пандемии Covid-19, я захотел попробовать создать виртуальную метавселенную для людей, попавших в клетки ограничений и самоизоляции. Причём я хотел сделать так, чтобы она работала прямо во вкладке браузера «Google Chrome», «Firefox» или, скажем «Safari», без установки на компьютер. В то время уже существовали браузерные метавселенные FrameVR и Mozilla Hubs, но они поддерживали лишь до 30 пользователей в одном виртуальном мире. Мне же было интересно позволить 100 и более пользователям взаимодействовать в такой метавселенной.
Я начал разработку с основных компонентов: 3Д аватаров пользователей, взаимодействия между 3Д аватарами, голосового и текстового чатов. Обеспечить взаимодействие 100 и более пользователей в такой метавселенной было довольно непросто, но у меня получилось! Я изобрёл 2 уникальных алгоритма, которые позволили даже 150 и более пользователям взаимодействовать в одном виртуальном мире, во вкладке браузера! Так и появился на свет мой уникальный веб-движок метавселенной, превосходящий конкурентов на рынке.
Впоследствии я продал этот движок американской компании Exceptional Works Inc., которая создала на его основе платформу RemoteBridge – целую метавселенную, включающую в себя здания, улицы и целые острова, где люди могут встречаться, смотреть видео, играть в игры – работать и отдыхать в виртуальном мире.
Благодаря моему движку RemoteBridge стал первой и единственной HR-метавселенной, способной работать в веб-браузере, поддерживая 150 пользователей в одной виртуальной среде. Сегодня ей пользуются 19 компаний из списка Fortune 500, таких как Amazon, Google, Intel, Pfizer, PepsiCo, и другие. А журнал FastCompany признал RemoteBridge одной из самых инновационных компаний в мире.
- Сейчас Вы технический директор сервисной IT компании Visartech EU, которая создаёт компьютерные программы для крупнейших компаний в Европе и на Ближнем Востоке. О каких самых интересных проектах, над которыми Вы там работали и работаете, можете рассказать нашим читателям?
- При помощи технологий виртуальной и дополненной реальности, а также облачных решений, мы помогаем компаниям облегчить процесс выполнения сложных задач. Например, недавно мы помогли клиенту создать точную цифровую 3Д-копию большого выставочного павильона в Дубае, площадью более 35,000 квадратных метров. Эта цифровая копия отображает информацию о климате в помещении, потреблении электроэнергии, поломках оборудования, и помогает управлять выставочным центром с компьютера, или даже с мобильного телефона.
Ещё один интересный проект - цифровые копии нефтяных вышек в Норвегии, которые позволяют инженерам проектировать новое оборудование для этих вышек из дома, без физического присутствия. Также мы разработали виртуальную копию промышленного сканера для обнаружения ржавчины на трубах, для наглядной демонстрации возможностей этого сканера потенциальным покупателям, и инновационное приложение для косметологических центров по работе с микропигментацией кожи головы при помощи дополненной реальности. Кроме того, мы разработали виртуальные лабораторные работы по физике, подготовку к экзамену IELTS, уникальную соцсеть для путешественников, и многие другие проекты.
Касательно моей роли в этих проектах — я, как CTO (Chief Technical Officer — технический директор), делаю технические коммерческие предложения для клиентов, готовлю тендерную документацию. Планирую архитектуру и техническое решение, собираю команду под проект — провожу собеседования, нанимаю подрядчиков. А потом контролирую ход выполнения проекта и слежу за работой проектной команды.
- Что можете посоветовать начинающим программистам?
- Не бояться пробовать. Программирование невозможно вызубрить. Информации очень много, и она постоянно меняется. Много начинающих разработчиков хотят выучить всю теорию, и боятся начинать создавать свои приложения. Я бы посоветовал подумать о приложениях, которые Вам было бы интересно создать, выбрать самое простое из них, и приступить к его созданию. В процессе будет много вопросов. С чего начинать? Какую технологию выбрать и почему? Задавайте эти вопросы Google или ChatGPT, получайте ответы, и задавайте следующие вопросы. Это самый эффективный способ обучения. Удивительно, но через 15 лет профессионального опыта ничего не меняется. Сегодня я всё так же постоянно задаю вопросы и ищу на них ответы. Для программиста это самый важный навык. Языки программирования и инструменты меняются, устаревают. А навык браться за интересные сложные проекты, задавать правильные вопросы и находить на них ответы - останется с Вами навсегда.