Верховная рада Украины проголосовала во втором чтении законопроект повышении налогов. В текст документа добавили новые положения, в частности об увеличении налога на прибыль для банков до 50%. Повышение налогов оценочно принесет в казну Украины 137 млрд гривен в 2024 -2025 годы. Эксперт в области финансов, доктор экономических наук и доцент кафедры финансов Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Виктория Рудевская считает законопроект неоднозначным, поскольку, с одной стороны, он решает задачи финансирования дефицита бюджета и стабильного роста кредитования, а с другой — повышает риски для капитализации банковской системы. С экспертом в области финансов и банковского дела мы поговорили о том, как минимизировать риски, а также почему важно сформировать в стране механизм социально ответственного банковского сектора, когда кредитные учреждения осознанно инвестируют свои средства в развитие общества и решение его нужд.

— Виктория, повышение налога на прибыль до 50% для банков — серьезный «удар по кошельку» для всего банковского сектора страны, но в нынешних условиях для Украины это необходимая мера. Как вы считаете, перевешивает ли польза все риски?

— Нет сомнений, что есть серьезная необходимость в увеличении фискального канала финансирования бюджета. Однако, важно учитывать специфику структуры банковского сектора Украины, в которой доминируют банки с государственным капиталом. Доля чистых активов госбанков по состоянию на начало третьего квартала составляла 53.3% , доля госбанков в средствах населения достигла 64.1%. Увеличение налога на прибыль банковского сектора при таком размере кластера государственных банков просто приведет к мобилизации средств в бюджете страны. Риск того, что это может привести к снижению объемов кредитования низкий, так как повышенная ставка налога для банков действует с 2023 года. Однако, за первое полугодие 2024 года банковский сектор демонстрирует стабильный рост кредитования корпоративного и частного секторов. Этому способствует высокая прибыльность банковской системы. В условиях, когда экономика Украины нуждается в активном финансировании и восстановлении, это может создать дополнительные барьеры для роста. Поэтому важно, чтобы такие меры сопровождались соответствующими шагами для минимизации негативного воздействия на банковский сектор. Однако, я вижу в этом решении, кроме очевидного позитивного макроэкономического результата, угрозу фундаментальным принципам обеспечения государством равных условий ведения бизнеса для всех игроков рынка без исключений.

— Вы написали более 50 научных работ, в которых часто подчеркиваете важность подчинения целей банковского сектора экономике Украины. Объясните, как, по вашему, должны взаимодействовать государство и банковский сектор в текущих условиях?

— Через государственно-частное партнерство, так как оно поможет создать сбалансированную и устойчивую банковскую систему. И ключевое слово здесь — «партнерство» — должно гарантировать четкие и прозрачные взаимоотношения между банками и государством в условиях свободного рынка, где любая предпринимательская деятельность нацелена, прежде всего, на получение прибыли. Кроме того, это станет хорошей основой для формирования механизма социально ответственного банковского сектора, что в свою очередь простимулирует банки к инвестициям в проекты, которые имеют долгосрочную выгоду не только для них, но и для общества в целом. Например, они смогут играть важную роль в поддержке таких направлений, как возобновляемая энергия, развитие регионов и инновационные технологии. Таким образом, это партнерство позволит объединить финансовую выгоду с решением стратегически значимых задач.

Популярные статьи сейчас
Мобилизация их не коснется: кем не заинтересуется ТЦК Украинцы не подозревают о последствиях: какие ловушки скрывает "Национальный кэшбек" Приостановка выплат пенсий: в ПФУ сделали важное заявление Зарплата больше не будет иметь значения: украинцам будут насчитывать пенсии по новой системе
Показать еще

Этот тезис вы положили в основу своего диссертационного исследования «Влияние бизнес-архитектуры банковского сектора на экономический рост Украины», за которое получили степень доктора экономических наук. Почему вы считаете его важным?

— Банки, действующие в интересах общества, могут стать катализатором экономического роста. Это включает в себя не только соблюдение стандартов ESG — экологических, социальных и управленческих факторов, — но и активное участие в решении проблем общества, таких как: доступность финансовых услуг для различных социальных групп, поддержка экологических проектов, а также финансирование инноваций и стартапов. В этом смысле банки не просто управляют капиталом, но и помогают решать системные проблемы, создавая устойчивую и инклюзивную экономику.

— Какой вы видите роль Национального банка Украины в реализации предложенной модели, ведь НБУ уже давно использует SREP в процессе надзора за коммерческими банками?

— НБУ играет ключевую роль в реализации предложенной модели, поскольку именно он устанавливает стандарты и контролирует банковский сектор. Использование методологии SREP (Supervisory Review and Evaluation Process),— важный элемент надзора, но в нашей концепции мы предлагаем расширить этот процесс за счет интеграции его с бизнес-архитектурой банков. Это позволит не только контролировать риски, но и активнее поддерживать экономический рост страны, включая инструменты государственно-частного партнерства. НБУ может усилить эту модель, оптимизируя механизмы надзора и стимулируя банки к долгосрочным инвестициям в стратегически важные для страны проекты. Сейчас роль банков выходит за рамки чисто финансовой деятельности. Этот факт необходимо принять и начать адаптироваться к новым условиям, когда важно не только сохранить прибыльность, но и учитывать социальные и национальные интересы страны.

— Насколько нам известно, эта концепция получила государственное финансирование на дальнейшее изучение на базе научно-исследовательского отдела Львовского национального университета имени Франко. Что это означает для вас и для развития проекта?

— Да, действительно, получение государственного финансирования стало важным этапом в развитии концепции. В частности, это открывает для нас новые возможности для развития мезо-регулирования в сторону расширения объектов такого регулирования с банковского на весь финансовый сектор. Также мы предложили создать гибридную вертикальную модель регулирования финансовых рынков в период активной трансформации. Это важно, поскольку одним из ключевых шагов внедрения модели в экономику страны является именно создание институциональной среды для совместной работы государства и частных игроков в рамках единой стратегии.

— Вы — доктор экономических наук, автор учебных программ и монографий, а также член редакционной коллегии профессионального издания «Социально-экономические отношения в цифровом обществе». Какую роль, на ваш взгляд, играет научная деятельность в развитии экономики страны?

— Критическую, так как позволяет глубже анализировать текущие экономические процессы и предлагать решения на основе исследований и научных данных. Они служат своего рода «мостом» между теорией и практикой, давая возможность внедрять новые идеи и разработки в реальные экономические процессы, а также выявлять тренды, прогнозировать возможные риски и находить пути их минимизации. Эффективны те решения, в основе которых есть доказательная база. Например, исследования, которые касаются вопросов цифровой экономики, могут помочь правительству и бизнесу лучше подготовиться к вызовам, связанным с цифровизацией, оптимизацией налоговых систем, интеграцией в мировые рынки. Кроме того, научная деятельность стимулирует развитие образовательных программ. Улучшая качество подготовки будущих специалистов, мы прокладываем путь для устойчивого экономического роста страны.