Реалистичность поставленных руководством «Укрзалізниці» целей, как всегда, вызывает большие сомнения
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВпервые за долгое время финансовый план «Укрзалізниці» был принят вовремя – до наступления календарного периода. Так получилось с финпланом на 2022 год, который был утвержден в декабре прошлого года. Что же предполагает этот документ? Об этом пишет портал GMK Center.
Базовые цифры
УЗ прогнозирует, что доходы от грузоперевозок составят 82,3 млрд грн (+13 млрд грн), или 91% от всех доходов. Общий грузооборот вырастет на 3,2% – до 233,1 млн т·км. По конкретным направлениям перевозок ожидаются такие показатели:
- экспорт – рост на 2,4%, до 82,8 млн т·км;
- внутреннее сообщение – рост на 5,3%, до 71,4 млн т·км;
- импорт – рост на 7,8%, до 22 млн т·км;
- транзит – сокращение на 3,1%, до 12 млн т·км.
В УЗ ожидают, что в структуре экспортных перевозок на первом месте будут перевозки железной руды (43%), а черные металлы (16,5%) – на третьем месте. В структуре внутреннего сообщения ж/д перевозки железной руды могут составить 22% в 2022 году.
«Увеличится перевозка железной руды и черных металлов. С одной стороны, потребность внутреннего рынка продолжит увеличиваться из-за увеличения выпуска черных металлов, с другой – конъюнктура мирового рынка остается для производителей Украины достаточно благоприятной», – говорится в финплане «Укрзалізниці».
Популярные статьи сейчасГороскоп на 28 ноября: как провести четверг с выгодой и не "наломать дров" В Украине пенсии ставят на "паузу": в ПФУ ответили, почему люди остаются без денег Пенсионерам дали всего 10 дней: кого оштрафуют и оставят без выплат Пенсионерам будут доплачивать за возраст: кому увеличат выплаты автоматическиПоказать еще
Доходы от перевозки пассажиров ожидаются на уровне 8,1 млрд грн (+844 млн грн), или 9% от всех доходов. Таким образом, перекрестное субсидирование «пассажирки» грузоперевозками сохранится в 2022 году.
Среди других запланированных показателей УЗ можно отметить такие:
- чистая прибыль – 1,7 млрд грн;
- долговые обязательства – 54,5 млрд грн (увеличение на 41,6%);
- продажи металлолома – 402 млн грн;
- средняя численность персонала – 223,8 тыс. чел. (минус 14,2 тыс. чел. по сравнению с 2021 годом).
Инвестиционные планы
Финплан «Укрзалізниці» на 2022 год предусматривает освоение капитальных инвестиций на сумму почти 30 млрд грн за счет таких источников:
- собственные средства (амортизация и фонд развития производства) – 15,6 млрд грн;
- привлеченные средства (кредиты/лизинг) – около 7,4 млрд грн;
- средства госбюджета – более 6,7 млрд грн;
- другие источники (средства инвесторов) – 234,2 млн грн.
В частности, в рамках модернизации железнодорожной инфраструктуры госбюджет на 2022 год предусматривает такие расходы:
- обновление пассажирского подвижного состава и модернизация ж/д инфраструктуры для пассажирских перевозок – 5,2 млрд грн, в том числе 4,3 млрд грн – за счет общего фонда госбюджета;
- модернизация железной дороги – 294,1 млн грн;
- проектирование и выполнение работ по евроколее от станции Чоп до станции Ужгород – 7,2 млн грн.
Примечательно, что заявленный размер капинвестиций в 30 млрд грн – это даже больше, чем было заложено в амбициозном финплане 2021 года – 27 млрд грн. Однако проблемой финансового планирования УЗ является хроническое невыполнение намеченного. Все последние годы уровень выполнения годового плана по инвестициям не превышал 70%. По итогам 2021 года выполнение плана по капинвестициям, судя по всему, не превысит 50%.
Приведем и другой пример условности планирования в «Укрзалізниці». Согласно финплану 2021 года, в прошлом году ожидалась прибыль в размере 3,6 млрд грн. За 10 месяцев госкомпания показала прибыль в 113,5 млн грн, и по итогам 2021 года ожидался, по словам главы УЗ Александра Камышина, позитивный финрезультат в 2 млрд грн. По факту прибыль в 2021 году составила всего 457 млн грн.
Конкретные направления
Основное направление инвестиций «Укрзалізниці» в 2022 году – обновление подвижного состава, реконструкция и капремонт путей и стрелочных переводов на 21,5 млрд грн. В том числе на обновление подвижного состава – 14,8 млрд грн, капремонт (реконструкцию) путей и стрелочных переводов и переездов – 6,65 млрд грн.
Финплан предусматривает приобретение или изготовление подвижного состава на общую сумму 6,9 млрд грн, в частности:
- 1496 грузовых вагонов на собственных мощностях за 2,55 млрд грн;
- 110 пассажирских вагонов за 3,05 млрд грн за счет госбюджета;
- электропоезд за 416 млн грн за счет госбюджета;
- 3 дизель-поезда на 420,2 млн грн, в том числе один за 140 млн грн за счет госбюджета;
- 8 рельсосварочных машин, 2 мотовоза и 6 автомотрис за 442 млн грн посредством финансового лизинга.
Нельзя не отметить большую реалистичность финплана 2022 года по сравнению с документом за прошлый год. В финплане-2021, к примеру, было запланировано производство на собственных мощностях 3 тыс. грузовых вагонов. Но эти планы нарушил уже бывший набсовет госкомпании. Цифра в 1,5 тыс. вагонов в финплане-2022 выглядит более вероятной.
Из средств госбюджета 3,5 млрд грн планируется направить на закупку новых пассажирских вагонов, включая 70 вагонов для дневных скоростных поездов. Еще около 2 млрд грн предусмотрено направить на развитие ж/д инфраструктуры, в частности завершение электрификации участка Житомир – Новоград-Волынский.
С другой стороны, в финплане не упоминается закупка 80 пригородных и региональных электропоездов, тендер по заказу которых был дважды перенесен в 2021 году. Его новая дата – 28 февраля текущего года.
Также в документе не упоминаются другие многомиллиардные приобретения – 130 электровозов Alstom и возможная дозакупка 40 локомотивов General Electric. Как отмечают грузоотправители, сейчас самая большая проблема связана с нехваткой тяги.
С учетом плачевного состояния инфраструктуры на ее модернизацию планируется направить 5,3 млрд грн. В том числе на:
- тяговый подвижной состав – 1,97 млрд грн;
- моторвагонный подвижной состав – 988,1 млн грн;
- грузовые вагоны – 848 млн грн;
- пассажирские вагоны – 582,1 млн грн;
- путевой и другой подвижной состав – 121,4 млн грн;
- устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи – 190 млн грн;
- тяговые подстанции и энергооборудование – 176,9 млн грн.