Поэтому промышленность Украины оказалась на грани коллапса.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяСуть проблемы: нормативная петля и «намеки» министра
В металлургической отрасли до нынешнего года действовали технологические нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ из оборудования (установок) для обжига и агломерации металлической руды (включая сульфидную руду) и Технологических нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ от коксовых печей. Но в конце декабря прошлого года срок действия этих нормативов подошел к концу.
Параллельно велась работа по приведению этих нормативов к европейским стандартам – чтобы сразу, когда срок действия старых закончится, промышленность продолжала работу по новым нормам. Еще в 2019 году ГП «Украинский государственный научно-исследовательский углехимический институт» (Институт Ухин) разработал пакет документов для внесения изменений в технологические нормативы.
Первый раз пакет направили в Министерство энергетики и охраны окружающей среды еще 24.09.2019, то есть два года назад. Но 13.11.2019 Роман Абрамовский, тогда еще в статусе замминистра, ответил на это письмо отпиской.
Эта отписка была издана с нарушением сроков официального ответа и имела странное содержание. В частности, в своем ответе Роман Абрамовский сослался на «недостаточную обоснованность предлагаемых изменений», а также отметил, что в принципе Министерство готово рассмотреть предложения по Технологическим нормативам после исправления. Обычно формулировку по поводу «недостаточной обоснованности» чиновники применяют, когда хотят намекнуть бизнесу о том, что нужно идти «договариваться».
Однако, "договариваться" с одиозным замминистра никто не стал. Наоборот: все формальные замечания ученые Института УХИН тщательно проработали. И 30.01.2020 пакет документов был подан повторно, уже со всеми необходимыми пояснениями относительно «обоснованности». Подписал письмо доктор технических наук, профессор, директор Института Ухин Евгений Тихонович Ковалев-один из лучших ученых в коксохимической промышленности на протяжении последних 40 лет.
Однако, несмотря на все регалии ученых института УХИН и подробные разъяснения, 06.03.2020 Роман Абрамовский, уже по традиции с нарушением сроков официальных ответов, дал очередную отписку. Он снова указал на недостаточную обоснованность предлагаемых изменений, и снова в конце намекнул на готовность рассмотреть документы, если предоставят все необходимые материалы». Единственными материалами, которые не были предоставлены на тот момент, были только, как говорят финансисты, «денежные средства и их эквиваленты» или, проще говоря, взятки.
Осознав, что бороться с коррумпированным министром бессмысленно, ученые оставили попытки обосновать необходимость изменения Технологических нормативов.
В то же время, понимая весь масштаб ущерба, который будет нанесен горно-металлургическому комплексу, в Министерство попытался достучаться ОП «Укрметаллургпром». Президент ОП "Укрметаллургпром" 04.11.2020 направил письмо уже министру защиты окружающей среды и природных ресурсов Роману Абрамовскому с просьбой как можно скорее внести изменения в технологические нормативы, чтобы не допустить коллапса украинской промышленности.
Это наконец дало результат: министерство опубликовало на своем сайте проект приказа о внесении изменений в технологические нормативы. Однако, по состоянию на 31.12.2020 (критический срок подписания приказа), изменения так и не были приняты. То есть, уже почти две недели в новом году промышленники живут в законодательном вакууме, который создало Минэкологии.
В конце всей этой истории остается несколько вопросов. Что помешало Роману Абрамовскому подписать приказ о внесении изменений в технологические нормативы и спасти украинскую металлургию от коллапса? Не связана ли задержка с отсутствием коррупционной составляющей, на которую не раз намекал Абрамовский? Что будет дальше с украинским горно-металлургическим комплексом и людьми, работающими на предприятиях? Понесет ли Роман Абрамовский ответственность за свои действия - или, как у нас принято, снова избежит ответственности?
Найти путь из тупика
Параллельно предприятия ГМК столкнулись с тем, что требования по модернизации, которые им выдвинули, практически невыполнимы. Так, в течение 2020 года предприятия ГМК Украины должны были выполнить целый ряд мероприятий по модернизации и приведению состояния производственного оборудования к нормам и стандартам, которые описаны в справочниках лучших доступных технологий.
То есть, промышленность вынуждают провести за год комплекс мероприятий, который даже в развитых странах с большими возможностями и господдержкой проводят за 5-7 лет. Не учитывая, каким стал прошлый год для нашей страны, и каким прогнозируют год нынешний.
Так, промышленное производство в Украине продолжает падение. По данным Госстата, за девять месяцев 2020 года промышленное производство в Украине сократилось на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно это значимое падение на предприятиях горно-добывающей и металлургической отраслей: за первые три квартала 2020 г., производство кокса снизилось почти на 7%, а стали – на 6,5%.
Причин много. Среди них – и вооруженный конфликт на Востоке, из-за которого были разрушены производственные цепи, и падение глобального спроса на продукцию ГМК, вызванное мировым кризисом. К тому же, мы имеем перманентный экономический кризис в Украине, из-за которого предприятия сталкиваются с нехваткой ликвидности и оттоком персонала в Польшу и другие страны. А, постольку внешние инвестиции и господдержка отсутствуют, все инвестиции осуществляются из собственных средств предприятий.
Понятно, почему промышленники не имеют возможности реализовывать масштабные инвестиционные программы, в том числе и экологические проекты – на них просто нет денег, ведь сейчас идет речь прежде всего о выживании.
Украинская власть имеет все необходимые рычаги, которые помогут избежать коллапса в украинской промышленности и не допустить правового вакуума. Для этого необходимо внести изменения в Приказы Министерства охраны окружающей природной среды Украины №507 от 29.09.2009 и №671 от 21.12.2012, и продолжить текущие технологические нормативы на 5 лет.