Тему отношений Польши и Союза Советских Социалистических Республик после Первой мировой войны в новом выпуске программы «Исторические хроники» проанализировал политолог Руслан Бизяев. Он также рассказал о восприятии Пакта Молотова-Риббентропа, который со временем стал трактоваться несколько иначе.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться«До 1991 года была одна, единственно правильная его трактовка, в середине 90-х мнения разделились, и вот в последние три года маятник качнулся в обратную сторону», - рассказывает Бизяев о восприятии Пакта Молотова-Риббентропа.
Бизяев заявил, что 23 августа следует рассматривать как дату великой исторической важности.
«Это поворотный пункт в истории Европы и не только Европы. Совсем недавно германские нацисты проводили внешнюю политику, которая была весьма враждебной по отношению к Советскому Союзу. Но теперь ситуация изменилась, и мы перестали быть врагами», - добавил он.
По словам Бизяева, с развалом Российской Империи в начале 1918 года на карте Европы появились новые государства. Одним из них стала возрожденная независимая Польша.
«Утрата Россией польских земель, декрет советского правительства об аннулировании всех царских трактатов о разделе, поражение Германской и Австро-Венгерской империй создали предпосылки для того, чтобы на карте Европы вновь появилось Польское государство», - заявил Бизяев.
Политолог утверждает, что 28 июня 1918 года Польша присоединилась к условиям Версальского договора, а статья 87 этого договора гласила, что восточные границы Польши будут определены в дальнейшем.
«Что было в дальнейшем знают все. Началась советско-польская война. Когда Красная Армия перешла в контрнаступление, обеспокоенное сложившейся ситуацией польское правительство отправило с просьбой о посредничестве представителя в бельгийский город Спа, где Верховный совет Антанты рассматривал вопросы, связанные с германскими репарациями», - рассказал политолог.
Бизяев добавляет, что по поручению премьер-министра Д. Ллойд Джорджа лорд Керзон отправил 11 июля в Москву наркому иностранных дел Г. В. Чичерину ноту с предложением заключить перемирие между Польшей и Советской Россией. По его словам, у товарищей Ленина, Троцкого и Тухачевского началось, по словам Бизяева, головокружение от успехов.
«Нота Керзона была отвергнута. Особенно смешно выглядят условия заключения мира с Польшей», - уверен Бизяев.
По словам политолога, оказавшись в полной международной изоляции, получив вместо триумфа поражение Ленин не нашел ничего лучшего как кричать об исторической справедливости... Но его никто не слушал.
«18 марта 1921 года в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и «буржуазно-помещичьей Польшей», согласно которому объявившие себя победителями большевики признали границу значительно восточнее линии Керзона и обязались выплатить 10 миллионов золотых рублей контрибуции. Конечно, граница 1921 года была начертана штыком. И, как резонно указывают советские историки, «рижская граница» привела к искусственному разделению украинского и белорусского народов», - заявил он.
Бизяев отметил, что после этого все непонятки на советско-польской границе прекратились, а Сталин рассудил резонно — не стоит стучаться в закрытую дверь.
«Сталин понял три вещи:
— надо вернуть СССР статус субъекта в международных отношениях;
— надо коренным образом поменять структуру управления государством;
— нужна мощная современная армия, а не плохо обученная, слабо вооруженная и не управляемая толпа;
И тогда можно будет бросить эту самую «линию Керзона» прямо в голову англичанам и французам. И утрутся. «Повоняют» и заткнутся, так сказать. В общем то так оно и вышло», - резюмировал Руслан Бизяев.
Напомним, ранее для Знай.ua Бизяев рассказал, что Первая мировая война закончилась не миром, а перемирием.
Кроме того, для Знай.ua Бизяев рассказал о бурном развитии армии Советского Союза в 30-х годах ХХ века, которую называли сильнейшей в Европе.